Памятка учредителю (главному редактору)

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» 

 

Ч. 12 ст. 8. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня регистрации средства массовой информации. В случае пропуска этого срока регистрация средства массовой информации признается недействительной в порядке, установленном настоящим Законом.

 

Ч. 1 Ст. 11.  Смена учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации допускаются лишь при условии внесения соответствующих изменений в запись о регистрации средства массовой информации. Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и регистрация средства массовой информации.

 

Ч. 3 ст. 11. В течение месяца со дня изменения места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации, принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности средства массовой информации учредитель обязан уведомить об этом регистрирующий орган.

 

Ст. 15. Регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае:

1) если представленные заявителем в регистрирующий орган в соответствии со статьей 10 настоящего Закона сведения не соответствуют действительности;

2) если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года;

3) если устав редакции или заменяющий его договор не направлен в регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации;

4) если имела место повторная регистрация средства массовой информации.

 

Ч. 1 ст. 16. Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке административного судопроизводства по иску регистрирующего органа. 

 

Приостановление (прекращение) деятельности средства массовой информации возможно по решению учредителя (соучредителей) средства массовой информации (в случаях и в порядке, которые прямо предусмотрены уставом редакции или договором, заключенным между учредителем и редакцией либо главным редактором).

Уведомление о приостановлении деятельности направляется в адрес регистрирующего органа. При этом срок приостановления не может превышать одного года с даты выхода в свет последнего номера издания (экземпляр последнего номера издания прилагается к уведомлению).

При прекращении деятельности СМИ по решению учредителя, учредитель направляет в регистрирующий орган следующие документы:

1) Решение учредителя (соучредителей) о прекращении деятельности СМИ, подписанное учредителем (соучредителями) СМИ;

2) Оригинал свидетельства о регистрации СМИ, выданный до 01.01.2018;

3) Доверенность либо ее копию (в случае подписания уведомления о прекращении деятельности СМИ представителем учредителя (соучредителей).

 

Ч. 5 ст. 20.  Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации.

 

Ч. 1 ст. 27. Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения: название издания; учредитель (соучредители); фамилия, инициалы главного редактора; порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет; индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи; тираж; цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно"; адреса редакции, издателя, типографии; знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Не допускается распространение продукции СМИ без установленных выходных данных, а равно с заведомо ложными выходными данными.

Ч. 2 ст. 27. Вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы. При демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, телепрограммы, равно как и кинохроникальные программы, также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

 

Ч. 3 ст. 27. Каждая копия радио-, теле-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения: наименование (название) программы; дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска; фамилия, инициалы главного редактора; тираж; редакция и ее адрес; цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка «Бесплатно»; знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

 

Ч. 4 ст. 27. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его наименованием (названием).

 

Ч. 3 ст. 23. При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.

 

Ч. 5 ст. 27. Зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

 

Ч. 6 ст. 27. Сетевое издание должно содержать следующие сведения:

1) наименование (название) издания;

2) учредитель (соучредители);

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) адрес электронной почты и номер телефона редакции;

5) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

 

Ч. 7 ст. 27. В выходных данных зарегистрированного средства массовой информации, участником (учредителем) которого является иностранный агент, должно содержаться указание на то, что такое средство массовой информации создано иностранным агентом.


Памятка главному редактору средства массовой информации о соблюдении законодательства при освещении темы наркотиков и курительных смесей

 

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»

 

В соответствии с ч. 3 ст. 4 запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях:

сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, о способах и местах культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Нарушение норм настоящей статьи влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 6.13 КоАП РФ, вынесение письменных предупреждений учредителю и (или) редакции (главному редактору СМИ), а также прекращение судом деятельности СМИ в случае неоднократных нарушений в течение двенадцати месяцев, по поводу которых делались такие предупреждения.

 

Примеры основных ошибок СМИ, приводящие к нарушениям законодательства при освещении темы наркотиков и курительных смесей

 

Желание отдельных СМИ освещать проблему наркомании и незаконного оборота наркотиков при направленности основной темы и идеи материала на противодействие пропаганде и распространению наркотиков может привести к раскрытию сведений, которые  квалифицируются, как злоупотребление свободой массовой информации в нарушение требований ст. 4 Закона о СМИ.

Основные ошибки журналистов, совершаемые при этом:

•  распространение высказываний, являющихся пропагандой каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;

•  раскрытие мест изготовления и приобретения наркотических средств;

•  раскрытие способов, методов разработки, изготовления и использования наркотических средств;

•  раскрытие сведений о лекарственных средствах, использование которых может вызвать наркотический эффект;

•  сообщения о потребителях наркотиков, добившихся славы или успеха;

•  фиксация позитивного эффекта от потребления наркотиков;

•  привлечение внимания к огромным прибылям наркобизнесменов;

•  преуменьшение вреда от потребления наркотиков.

 

Пути исключения ошибок СМИ, приводящие к нарушениям законодательства при освещении темы наркотиков и курительных смесей

 

Основная задача при освещении проблем незаконного оборота наркотиков состоит в том, чтобы минимизировать ошибки самих журналистов. Каждому журналисту лично и редакции в целом, сталкиваясь в своей профессиональной деятельности с темами, имеющими отношение к наркотикам, необходимо:

•  отказываться от публикации сведений о лекарственных препаратах и определенных условиях, при которых они вызывают наркотический эффект, а также о способах получения наркотических средств и местах их приобретения;

•  тщательным образом выверять цитаты, фразы и их содержание.

•  руководствоваться в своей профессиональной деятельности правовыми, морально-нравственными нормами, считающими прямую либо косвенную пропаганду наркотиков несовместимой с понятиями журналистской этики.

Время публикации: 27.02.2010 16:56
Последнее изменение: 06.02.2024 09:40